Назначенный в прошлом месяце главным тренером сборной России по регбилиг (регби-13) Стюарт Уилкинсон дал эксклюзивное интервью сайту телекомпании НТВ-ПЛЮС, в котором рассказал о своих впечатлениях от увиденного в России и поделился своими соображениями о перспективах развития регбилиг в мире и в России в частности.
Стюарт, это ваш первый визит в Россию. И в качестве главного тренера сборной России Вы уже посетили тестовый матч между сборными Москвы и Подмосковья. Какое впечатление у вас сложилось о российском регбилиг в первые дни?
Да, в России я впервые, и я очень рад наконец-то побывать здесь. Если честно, я сознательно воздерживался от какого-то предварительного сбора данных о состоянии регбилиг в России. Мне хотелось, чтобы впечатление от увиденного было свежим, без предвзятости, которая может возникнуть от предварительного собранной информации. Я хотел во всем разобраться на месте, и пока мой план работает. Я встретился с нужными людьми, посмотрел большую игру, побывал на тренировках.
Что касается игры, то не могу сказать, что она превзошла мои ожидания. Я увидел несколько очень-очень хороших игроков, были игроки средних кондиций, но большинство игроков были не в лучшей форме. Я понимаю, что это был первый соревновательный матч в сезоне и вся работа у них ещё впереди. Я также увидел дух, рвение, энергию и энтузиазм, и в этих компонентах российские игроки, пожалуй, не уступят своим британским и французским коллегам. Я увидел все ключевые ингредиенты, для отличной команды регбилиг. У меня по-прежнему есть сомнения, насколько хорошо мы будем выступать в октябре. Мне нужно понять являются ли эти 30-40 человек, что я видел, лучшими в России. В любом случае, нам предстоит проделать огромную работу, чтобы выйти на новый уровень игры.
Нам предстоит работать со всеми аспектами игры. Я постараюсь обозначить игрокам основные направления, требующие работы, о которых они могут даже и не знать. Это должно им помочь стать лучше и опытнее, а команде повысить свой соревновательный уровень. Мы будем работать над техническими навыками, тактическими действиями и, конечно, стратегией. Увиденная игра дала мне достаточное представление о масштабах работы. Я понимаю, почему большинство игроков были не в лучшей форме, – начало сезона, но я вижу, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию. Можно сказать, что первые дни получились богатыми в плане информации.
Вам уже удалось побывать на тренировках нескольких российских клубов…
Не просто побывать, я провел тренировки с командами “Трэшерс”, затем “Шторм”, я побывал в Университете с командой “Орлы” (“Плехановские Орлы” – прим. Л.П.), а также провел совместную тренировку команд РБК и «Динамо». Сегодня я планирую побывать у команды “Верея” в Подмосковье.
Поскольку на каждой тренировке мне пришлось работать с игроками разного уровня подготовки – возрастными и молодыми, опытными и новичками, – я постарался построить их таким образом, чтобы польза от них была для всех. Я доволен тем, что мне удалось донести свои мысли и до игроков, и до тренеров. В концовках я постарался уделять больше внимания молодым игрокам и новичкам, чтобы поработать с ними над их базовыми навыками.
Я наметил себе девять основных целей для работы на тренировках, в этот раз мы поработали на каждой из тренировок над первыми тремя. В следующий мой визит мы будем работать над следующими тремя.
Я познакомился с хорошими тренерами, которые после тренировок активно допрашивали меня о самых разных аспектах тренировочного процесса, рисовали графики, спрашивали о нововведениях и о многом другом. Дело в том, что с 1991 некоторые из них уже имели опыт работы с известными тренерами, – такими как Тим Шилдс. И они оставили некоторый след, свои представления об игре. Но необходимо брать в расчёт некоторую “неопределенность” оценок и определений, которые дает каждый тренер. Я поясню – мы можем говорить на одном языке, иметь одни и те же намерения, ставить одни и те же цели, но использовать различные способы для передачи своего мнения. Я могу, оценивая игрока, дать ему 5 по 5-бальной шкале. Но моя шкала может отличаться от твоей шкалы или шкалы другого тренера. Это и есть “тренерская неопределенность”. Мы все в тренерском цехе немного отличаемся друг от друга. Могу сказать одно – за эти дни мы здорово продвинулись во взаимопонимании.
Но всё может поменяться снова. Когда я вернусь в июне, и мы завершим очередной этап, намеченный мною, а игроки добавят физических кондиций, то могут открыться какие-то новые обстоятельства и нюансы. И тогда мне придется пересмотреть какие-то вещи. Это и замечательно в работе тренера – игроки прибавляют, становятся лучше, эволюционируют. Кто-то сдается и заканчивает тренироваться, кто-то наоборот раскрывается и выходит на новый уровень. Многое меняется со временем.
Я очень надеюсь, что русские тренеры будут терпеливы ко мне, я зачастую действую ситуативно, я буду реагировать на увиденное и вносить необходимые коррективы в процессе работы. Я знаю к чему мы идем в техническом плане, к чему в тактическом, чего мы должны добиться от игроков.
Мне понравилось, что в каждой команде в Москве мне задавали разные вопросы. Главный тренер “Трэшерс” Андрей Волков очень интересовался тренировочным процессом как таковым. В “Шторме” мне задавали более глобальные вопросы, в том числе по стратегии развития и я думаю, через несколько лет у них будет большой прогресс. У каждой команды свои интересы, свои нужды. В Университете (“Плехановские Орлы” – прим. Л.П.) мне задавали вопросы, связанные со студенческими спортивными программами и командами. Они хотят расширяться и взаимодействовать.
Сейчас мы видим маленькую, но очень заряженную частицу, готовую взорваться и стать чем-то куда большим. И желание это только растет, все команды хотят развиваться на всех уровнях и во всех возможных направлениях – детском, молодежном, профессиональном. Я вижу эту энергию, вижу этот энтузиазм. Именно это скрашивает впечатление от первой большой игры, которую я увидел здесь.
Можно сказать, что вы смотрите с оптимизмом на работу в России. И основан он не столько на том, что пока показывают игроки, столько на желании и энтузиазме всех, кто вовлечен в российский регбилиг.
В свой первый визит я получил очень много информации к размышлению. Я посмотрел на атмосферу, которая присутствует в клубах, я посмотрел на тех, кто вовлечен в работу здесь. Теперь мне дома предстоит сесть, обдумать увиденное и определить наилучшую стратегию для решения нашей главной задачи – попадания на Кубок Мира. В октябре нас ждут квалификационные матчи.
Работать нам предстоит на всех уровнях, потому что я как тренер хочу оставить свое собственное наследие, в том числе вложив свой труд в развитие регбилиг в России. У вашей страны хорошие перспективы развивать этот спорт и на тренерском уровне, и на молодежном уровне, и на профессиональном.
Говоря о регбилиг в континентальной Европе, как вы думаете, сможет ли появиться здесь больше, чем один профессиональный клуб уровня Суперлиги в ближайшие 10 лет? Может быть в Германии, Сербии, Испании или даже России?
Я более чем уверен, что Россия не понимает, сколь сильным потенциалом она обладает. Ваша страна принимала международные соревнования самого высокого уровня – чемпионаты мира и Европы по самым разным видам спорта. Все предпосылки есть. Уже одна вполне успешная команда у вас была – “Локомотив”. Она уже выступала на международном уровне в Кубке Вызова. У России очень хорошая позиция для развития – регбилиг уже есть, есть команды, есть стадионы, есть молодежные школы. В Москве есть пять команд, хороших команд, есть команды за пределами столицы. Есть потенциальная аудитория. Думаю, она будет только расти. При соответствующей спонсорской поддержке у России есть все шансы в ближайшие годы подать заявку на участие в Суперлиге.
Я думаю, это полностью отвечает нуждам регбилиг как вида спорта. Расширение географии жизненно необходимо для регбилиг. Сильная команда в России может появиться также быстро как в Ирландии или Шотландии. Если Россия захочет, то сможет мобилизовать свои силы, и команда Суперлиги в Москве станет реальностью, а это значит телевизионный интерес и совершенно иной уровень финансирования, и рост зрительской аудитории. Надо использовать все возможности для выхода на международный уровень. Нельзя зацикливаться только на идее попадания на Кубок Мира. Создание клуба уровня Суперлиги должно быть такой же важной целью. Есть стадионы, есть интерес молодежи, есть большая потенциальная аудитория, есть большое количество потенциальных спонсоров – вот что я называю сильной стартовой позицией. Если национальную сборную поддержат спонсоры, то это будет хорошим импульсом для развития для всех и Россия сделает ещё один шаг вперед.
Вопрос со спонсорством сейчас для российских команд стоит наиболее остро?
В любом спорте спонсорство – ключ к профессиональному уровню. От футбола до самых экзотических видов. Спорт не может развиваться без спонсорской поддержки. Регбилиг был спасен телевизионным контрактом со Sky. Сборная России тоже нуждается в хорошей финансовой поддержке. Поддержка своей национальной сборной – это вопрос престижа. Нельзя выйти на профессиональный уровень и удерживаться там без стабильной спонсорской поддержки. Любой вид спорта нуждается в ней по целому ряду причин.
Как вы считаете, смогут ли российские клубы регбилиг в ближайшее время выйти на уровень, который позволит им представлять телевизионный интерес? Тем более, что трансляции Суперлиги на каналах НТВ-ПЛЮС уже имеют свою стабильную аудиторию.
Думаю, да. Интерес телевизионных компаний имеет большое значение. 15 лет назад в Великобритании транслировался один матч французского чемпионата и зрительский интерес был, так как была возможность посмотреть дополнительный матч воскресным вечером. Это был очень интересный опыт.
Эффект, который телевидение и спонсоры оказывают на спорт, можно проследить на примере клубов Южной Франции. С небольшой помощью местного бизнеса и местного телевидения команды получали мощный импульс. Регби в их исполнении был не самого высокого уровня, но достаточного, чтобы заинтересовать даже искушенного зрителя. Я помню, что во время одного из своих путешествий по Франции мне довелось наблюдать игру команды “Лезиньян” из городка с менее чем 10 тысячами жителей. Домашнюю игру этой команды транслировали по местному телевидению, такие вещи очень способствуют развитию интереса, особенно у молодежи, когда они видят не только суперзвёзд, но и своих товарищей и земляков. Люди во всех странах мира любят смотреть командные, силовые и контактные виды, и зачастую не принципиально на каком уровне идет игра, профессиональном или полупрофессиональном. Уверен, эта ситуация во многом способствовала возникновению французской команды в Суперлиге, “Каталан Дрэгонс”.
Даже одна трансляция в месяц, для начала, может способствовать существенному росту интереса к игре. Если ваша телекомпания найдет такую возможность, это будет настоящим прорывом для регбилиг в России.
Как Вы оцениваете возможность проведения выставочных матчей Суперлиги на европейских аренах, в том числе и в России, как это делают американские профессиональные лиги?
До того как появилась концепция “Волшебного Уикенда”, когда команды Суперлиги проводят в один тур на одном стадионе, многие команды во время тренировочных сборов выезжали за пределы Британии и спаринговались с местными командами. “Лидс Райнос”, с которыми работал я, летали в ЮАР и США, где проводили матчи с другими британскими командами, тренировавшимися там. Мы проводили матч в Перпиньяне, до того как там появилась команда Суперлиги, мы играли с “Лондон Арлекинс”. Так что такие мероприятия имеют место.
Но, конечно, ключевым стал “Волшебный Уикенд”, когда все команды на один тур стали собираться на одном стадионе. Сначала это был “Миллениум Стэдиум” в Кардиффе, потому “Мюррейфилд” в Эдинбурге, теперь он снова вернулся в Кардифф. Одной из главных целей Суперлиги является расширение географии, так что они постоянно работают над новыми концепциями выставочных матчей.
То есть матч двух команд Суперлиги на стадионе “Лужники” не выглядит такой уж сумасшедшей идеей?
Тут нужны переговоры руководителей лиг и федераций, я только тренер. Если российские руководители регбилиг встретятся с руководством Суперлиги и смогут донести до них эту замечательную инициативу, то “Лидс Райнос” запросто могут сыграть с “Уиган Уорриорс” на таком стадионе. Придут ли местные жители – да придут, покажут ли этот матч в России – уверен, что покажут, приедут ли болельщики из Лидса и Уигана – тут вопрос даже не стоит.
Уверен, что можно провести целый уикенд, с участием молодежных, детских и женских команд, который бы завершался игрой команд Суперлиги – не сомневаюсь, что это бы вызвало большой интерес у россиян.
В программу первого визита, наверное, входит только знакомство с московскими и подмосковными командами?
Да, в другие регионы поеду в следующий раз.
В Великобритании регбилиг достаточно узко представлен, по крайней мере, на уровне Суперлиги. Клубы из Йоркшира и Ланкашира составляют более половины участников. Не мешает ли это развитию этого вида по всей Британии?
Конечно, география Суперлиги не так широка, но на это есть причины, чтобы их представлять в полной мере, нам потребуется целый урок истории. Но с годами ситуация меняется. Теперь это национальный вид спорта. Сейчас в регбилиг играют по всей Британии, в Ковентри, в Хэмпшире, в Бристоле, в Ньюкасле, в Шотландии, в Ирландии. Не везде появляются клубы Суперлиги, потому что это длинный путь.
Регбилиг очень популярен среди молодежи. Тысячи молодых людей активно участвуют в турнирах разного уровня. Эта система соревнований хорошо структурирована, и хотя они не освещаются телевидением, но интерес к ним большой. Студенческая лига приобретает всё больший вес и очень успешна. Уровень организации очень высок, уровень судейства тоже. Великолепное сочетание работы волонтеров и профессионалов. Возможно, не скоро, но мы увидим команды Суперлиги в Ковентри, Ирландии, Шотландии, вторую команду в Лондоне.
В Уэльсе уже две профессиональные команды. А в Южном Уэльсе есть своя лига из 10 хороших команд, в которых растут прекрасные молодые спортсмены, пополняющие сборную Уэльса. На моей родине в Кумбрии регбилиг тоже популярен, тысячи людей играют. Только в Уигане девять тысяч игроков разного уровня. Воскресные турниры проводятся для всех возрастов. Они очень популярны.
Таким образом, мы подошли к ещё одной важной составляющей развития любого спорта, в том числе регбилиг – студенческий и любительский спорт…
Да, это имеет огромное значение. У нас в Великобритании очень хорошо развиты студенческие спортивные программы, которые позволяют сочетать обучение в вузе и профессиональную спортивную подготовку. Имеется возможность для участия и в международных соревнованиях. Несколько недель назад я был на соревнованиях, где студенты из Ирландии, Шотландии, Ланкашира и Йоркшира играли друг против друга на протяжение целого уикенда.
Уровень игры был очень высокий. Некоторые игроки Суперлиги пришли именно из таких студенческих программ. Это нормальная практика, когда игрок академии Уорингтона является одновременно студентом местного университета. Клубы достаточно гибко подходят к своим молодым игрокам, которые могут выйти на уровень Суперлиги и при этом получить университетский диплом. Такое партнерство университетов и клубов очень способствует развитию студенческого регбилиг.
С точки зрения пиара и маркетинга регбилиг как относительно нового вида спорта для российского зрителя, что может стать некой отправной точкой или точкой опоры?
Это очень важный момент! Нужно хорошо знать и понимать свою аудиторию, чтобы грамотно к ней обращаться. Регбилиг – это контактный, силовой спорт, жесткий и бескомпромиссный. Здесь есть место для спортивной злости, конфронтации и азарта. Мне кажется, такой спорт должен быть по душе российской публике. Чем больше контакта, тем больше зрительский интерес. Мне кажется, если правильно вложить эти моменты в рекламные ролики и проспекты, этот продукт найдет своего зрителя. Уверен, что российскую молодежь привлечет спорт, в котором жесткий физический контакт сочетается с высокой игровой скоростью и опасными маневрами. Вам остается лишь правильно донести это до своей аудитории.
У вас очень популярен хоккей с шайбой– жесткий, контактный и динамичный вид спорта, но ведь за шайбой очень сложно уследить. Зато каждое столкновение сопровождается всплеском эмоций. В регбилиг, даже по сравнению с регби юнион, мяч находится на виду куда большее количество времени. Тем более, что хоккей – зимний вид, а регбилиг – летний.
На севере Англии многие родители предпочитают отдавать своих детей именно в регбилиг, потому что этот вид спорта ассоциируется у них с дисциплиной, мужественностью, атлетизмом и духом товарищества. Отсюда на трибунах всегда много семей, в том числе матерей, сестер и подруг. Не стоит недооценивать женскую аудиторию, которая играет существенную роль в Великобритании.
Можно сказать, что регбилиг в отличие регби юнион, куда более ориентировано на телевизионную аудиторию?
Да, совершенно верно. Регбилиг постоянно эволюционирует. Игра становится все динамичнее, зрелищнее, а главное понятнее широкой аудитории и в тактическом, и в стратегическом плане. Легко понять, кто владеет преимуществом, кто владеет инициативой, как меняется расклад сил по ходу встречи. Хорошая результативность делает игру привлекательнее для телезрителей. Менялась структура сезона для того, чтобы собрать большее количество зрителей, менялись правила. Этот спорт отвечает запросам его аудитории.
Сейчас появился проект, который может сделать регбилиг олимпийским видом спорта. Вместо 13 игроков на поле будет девять, а количество фаз в одной атаке будет сокращено с шести до пяти. В остальном правила останутся прежними. Эта идея выглядит более перспективной, чем попытка регби юнион сделать регби-7 олимпийским видом, по целому ряду причин. Больше контакта, больше борьбы, больше динамики, больше командных действий. И если регби-9 станет олимпийским видом, регбилиг ждет совершенно иной уровень развития по всему миру. Я уверен в этом.
Стюарт, большое спасибо вам за это интервью, исчерпывающие ответы на наши вопросы. Надеюсь, в программе следующего визита в России Вы найдете возможность продолжить с нами беседу о развитии регбилиг в России и в мире.
Обязательно, если позволит расписание!